{HEAD}


На главную



Действия на Днепре

Теперь посмотрим, что стало с шестью бронекатерами, попавшими в руки немцев в конце зимы 1918 г. у Мозыря. В своём справочнике Грёнер пишет о захвате шести дозорных БКА, которые получили номера I - VI, однако соответствие их номерам катеров в русском флоте он, к сожалению, не приводит.

Зато характеристики трофеев полностью совпадают с ТТХ "муллинсов". Хотя немцы на Днепре никаких формирований не имели, но всё же, как минимум, один из захваченных бронекатеров послужил оккупантам. В 1918 г. на Украине царила полная анархия. На всей её территории действовали различные шайки, банды, повстанческие отряды и целые армии всевозможных батек и атаманов.

Германские оккупационные войска отличались от них лишь тем, что грабёж мирного населения и государственных запасов проводился с истинно немецкой педантичностью. Созданное под германским контролем правительство гетмана Скоропадского тоже не терялось. В общем, все тащили всё, что плохо или недостаточно хорошо лежит. Постепенно начались столкновения интересов местных и пришлых экспроприаторов.

После ряда захватов судов (наиболее известен случай на Днепре с пассажирским пароходом "Рассвет", на который в июне 1918 г. выше Киева по течению реки напала банда атамана Струка) немцы. Аналогичные суда осуществляли перевозки грузов и пассажиров по Днепру и после революции вспомнили о трофейных бронекатерах. К ноябрю 1918 г. четыре БКА не только переправили в Киев, но и привели их в боеспособное состояние.

Ещё один катер застрял в Черкассах. Шестой оказался настолько "убитым", что немцы оставили его в Мозыре. В конце месяца отряды атамана Зелёного перекрыли движение по Днепру близ Киева у сел Триполье и Обухов, и город остался без топлива. Повстанцы задержали 13 пароходов с углём, а вот- вот должна была начаться зима. Гетман обратился к немцам за помощью.

И хотя они не горели желанием ввязываться в чужие разборки, поскольку поражение Германии в Первой мировой войне стало веским аргументом в пользу срочного вывода войск, союзнический долг требовал оказать поддержку местным властям. 27 ноября 1918 г. "решать" угольную проблему, из Киева отбыл отряд германцев из 75 человек при поддержке бронекатера с немецким экипажем.

Номер участвовавшего в "экспедиции" БКА неизвестен, но нужного результата её участники добились. После недолгого боя пароходы удалось отбить и привести в столицу, на время обеспечив её топливом. Незадолго до ухода немцев из Киева, в том же ноябре 1918 г., возник проект создания украинской Днепровской флотилии, и даже нашёлся командующий - последний командир русской флотилии на Припяти капитан 1 ранга А. Ильютович.
Дальше...

Конструкция танка

Компоновка.
Большинство современных танков спроектировано и изготовлено по именуемой, как «классической» компоновочной схеме, отличительными чертами которой является установка вооружения на вращающейся вокруг своей оси башне и заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. Исключением, разве что, может являться шведский танк Strv-103 (конструкция без башни) и израильский «Меркава», у которого переднее расположении моторно-трансмиссионного отделения.

Двигатель.
В самом начале развития танкостроения, как правило, использовался бензиновый карбюраторный двигатель автомобильного, позже авиационного вида (в том числе и моторы звездообразной компоновки). Перед началом Второй мировой войны, а также в ходе её действий, большее распространение, особенно в СССР и США, получили дизельные двигатели, которые стали главным видом танковых моторов со второй половины 1950-х годов. Позже их заменили многотопливными двигателями. В последние два-три десятилетия используются только газотурбинные двигатели (ГТД). Первым массовым танком с ГТД в качестве основного двигателя стал Т-80 производства Советского Союза.

Мощность и оснащенность танковых двигателей постоянно улучшались. Если ранние модели комплектовались только автомобильными моторами, то с ростом количества танков получили широкое распространение авиационные моторы, адаптированные под использование в танках. Позже танки начали оснащаться специальными дизельными многотопливными двигателями. Для обеспечения оптимальных ходовых характеристик удельная мощность двигателя (отношение мощности двигателя к боевой массе танка) должна составлять не менее 20 лошадиных сил на 1 тонну веса.

В 1930-1950-ые годы активно велись споры между людьми, являющихся сторонниками разных типов двигателей внутреннего сгорания — дизельных и карбюраторных. Все разногласия были быстро развеяны окончательной победой сторонников дизельных двигателей. Сегодня подобные споры также существуют — между сторонниками применения дизельных двигателей на танках и «любителями» ГТД. Оба типа двигателей обладают собственными преимуществами и недостатками. В годы Первой мировой войны был сконструирован первый в мире паровой танк, а в 1950-х в США были разработаны атомные танки. Однако все эти типы силовой установки какого-либо серьезного распространения не получили.
Конструкция танка