{HEAD}


На главную



Социальный кризис

Доклад Кун Гуана свидетельствует, что определенная часть бюрократии вновь надеялась преодолеть острый социальный (прежде всего аграрный) кризис за счет купечества. Уже одно это может служить важным показателем того, что роль богатых купцов в экономической жизни страны в конце периода Западная Хань заметно поднялась.

В таких условиях были предприняты реформы Ван Мая а (9 23 гг. и. э.), представлявшие собой попытку путем восстановления во всем объеме системы контроля центральной власти над экономикой страны преодолеть острый социальный кризис, в который вступило ханьское государство. Политика Ван Мана характеризовалась стремлением поставить под жесткий контроль государства всю экономическую жизнь страны. Однако все его начинания окончились неудачей. Так, закон о запрещении свободной купли-продажи земли, введенный в 9 г. н. э., уже в 12 г. был отменен.

Провалились также попытки ограничить частное рабовладение, восстановить государственную монополию на спирт, стабилизировать рыночные цены, наладить казенную кредитно-ссудную систему и т. д. Нельзя не отметить неудачу денежной реформы Ван Мана, в результате которой денежное хозяйство страны пришло в полный упадок. За короткий срок Ван Май четыре раза менял вес монет и в конце концов вернулся к монетам в 5 шу, наряду с которыми оставил монеты в 25 шу. Не имел он успеха также в стремлении осуществить полную государственную монополию на эксплуатацию недр и озер.

Политика Ван Мана по ограничению частной предпринимательской деятельности торговцев мало чем отличалась от экономических мероприятий У-ди (разве что ведомства, их осуществлявшие, шмели другие названия). В обоих случаях вводилась казенная монополия, казна начинала осуществлять определенные финансово-торговые операции, включая стабилизацию рыночных цен (при У-ди эти функции выполняли цзюньшу гуани и пинчжупь гуань) и т. д.

И хотя это было весьма очевидно, сам Ban Man и его сторонники стремились представить свою политику как принципиально новую, проводя ее под лозунгами возврата к древним чжоуским установлениям. Объяснялся данный камуфляж стремлением Ван Мана противопоставить все свои действия политике ханьской династии и тем самым оправдать низложение ханьского дама и учреждение новой династии Синь.

Причина неудач Ван Мана заключалась прежде всего в провале аграрной политики. Запрещение свободной купли-продажи земли и соответственно объявление всей земли собственностью государства (превращение ее в "царскую землю") ставило своей целью остановить процесс обезземеливания крестьян и тем самым преодолеть острый социальный кризис. Однако эта мера не была подкреплена наделением крестьян землей.

Перераспределения земли, даже частичного, как это было при У-дн, не произошло, а казенный фонд оказался исчерпанным еще до реформы. В результате процесс разорения крестьян не был остановлен. Тем более что запрет на свободную куплю-продажу земли вследствие сопротивления крупных собственников был вскоре отменен. Аграрная политика Ван Мала вызвала недовольство не только крупных землевладельцев, так как затрагивала их интересы, но и крестьян, не получивших земли.
Читать статью

Реформы

Обновление вооруженных сил.
В последнем периоде существования династии Цин утратила свои силы старая восьмизнаменная армия. Она, например, оказалась полностью бесполезной для подавления восстания тайпинов – властям приходилось опираться на местные ополчения. В результате со второй половины XIX века серьезную роль во внутренней политике начали играть местные группировки, которые обладали собственными вооруженными силами: Хунаньская, которая опиралась на Хуайскую армию и Бэйянскую («северные моря») эскадру и Аньхойская, опиравшаяся на Сянскую армию и Наньянский («южные моря») флот с Фуцзяньской эскадрой.


Неудачная японо-китайская война 1894-95 годов вновь побудила Цинское правительство модернизировать вооруженные силы. Был сформирован специальный «учебный корпус» в лагере Хуайских войск в Саочжане под Тяньцзинем, командовал которым Юань Шикай и его помощники – военачальники Хуайской армии. Этот «учебный корпус» имел на вооружении самое современное оружие, обучение проводили высококвалифицированные немецкие офицеры. Базой для новой армии стал Саочжаньский лагерь. Корпус вскоре переименовался в «Новую полевую армию», и стал пополняться офицерами и унтер-офицерскими кадрами из предварительно сформированной сети военных школ и училищ. Главным местом обучения стало обновленное Бэйянское военное училище в Тяньцзине. В результате этого в регионе Тяньцзина начала образовываться Сяочжаньская генеральско-офицерская группировка, представлявшая собой зародыш для образования будущей Бэйянской милитаристской клики во главе с «отцом» обновленной армии – Юань Шикаем. Таким образом династия Цин вновь перешла к осуществлению однобокого курса «усвоения заморских дел», но подготавливала новую политику «самоусиления».


100 дней реформ.
Короткий период реформ начался 11 июня 1898 года с публикацией маньчжурским императором Айсиньгёро Цзайтянем (девиз правления – Гуансюй) указа: «О создании основной линии государственной политики». Цзайтянь опирался на группу молодых реформаторов, последователей и учеников Кан Ювэя, в разработке серии указов о реформах. В результате было издано около 60 указов, касавшихся системы образования, строительства заводов, фабрик, железных дорог, модернизации сельского хозяйства, развитии внешней и внутренней торговли, реорганизации армии, чистки государственного аппарата. Одним из итогов реформ стало образование Пекинского университета.


Период радикальных реформ закончился 21 сентября этого же года, когда вдовствующая императрица Цыси устроила дворцовый переворот и отменила реформы. Фактически период реформ продолжался 103 дня.


Отмена императорских экзаменов.
После окончания восстания Ихэтуаней, его подавления союзом европейских держав, Цинское правительство продолжило те реформы, которые были предложены в период «100 дней». Самой серьезной переменой стала отмена традиционной системы императорских экзаменов в 1905 году. Правительство поставило цель строить школы нового типа (к началу Синьхайской революции их уже было построено около 60000), в то время как из-за отсутствия современных ВУЗов прогрессивная молодежь уехала учиться за границу – больше всего в Японию. Там они впервые соприкоснулись с модными революционными течениями (анархизм, социальный дарвинизм, социализм).


Читать далее